Защита прав потребителей
Защита прав граждан при некачественно оказанных медицинских услугах
(обжалование некачественно оказанных медицинских услуг на бесплатной и платной основе)
Оказание некачественной медицинской помощи есть нарушение права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закреплённое в статье 41 Конституции Российской Федерации. Оказание услуг определённого уровня качества гарантируется Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Вне зависимости от того, получали ли вы помощь бесплатно в государственных медицинских учреждениях на основании полиса обязательного медицинского страхования или в частных клиниках после заключения гражданско-правового договора, на возмездной или безвозмездной основе, вы имеете право на компенсацию вреда, причинённого в результате оказания некачественных услуг.
В соответствии со статьёй 29 Закона «О защите прав потребителей», при обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; повторного выполнения работы без повторной оплаты; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
В первую очередь при некачественном оказании медицинской помощи необходимо обратиться с соответствующими требованиями об устранении нарушения к самой организации, оказывающей услуги. В случае, если в добровольном удовлетворении требования отказывают, необходимо в двух экземплярах составить претензию, в которой описать сложившуюся ситуацию, указать на некачественно оказанную услугу и описать свои требования. Затем эта претензия передаётся в медицинскую организацию, а на второй экземпляр сотрудниками клиники наносится запись о получении претензии, дата и подпись.
Куда можно обратиться в случае оказания некачественной медицинской помощи, если решить вопрос мирным путём не представляется возможным?
Действия работников медицинской организации и ответ или его отсутствие на претензию можно обжаловать в вышестоящие органы: Росздравнадзор (Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения) или Роспотребнадзор (Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия потребителей) в зависимости от того, на основе чего оказывались медицинские услуги: в первом случае – на основании полиса обязательного медицинского страхования, во втором – на основании гражданско-правового договора.
Каждый гражданин в соответствии с Конституцией РФ имеет право на судебную защиту, и этот случай не является исключением. Так, гражданину, получившему некачественную медицинскую услугу, предоставляется право обратиться в суд с иском. В данном случае территориальность определяется в зависимости от местонахождения ответчика, то есть медицинской организации, к которой предъявляются требования. Через суд гражданин может потребовать возместить ему утраченный заработок (доход), затраты на восстановление нарушенного здоровья, а также компенсацию морального вреда. Обязательное участие по делам данной категории принимает прокурор.
После принятия судом решения, в том случае, если оно было принято не в пользу гражданина, или требования, указанные в иски, удовлетворили не в полном объёме, заявитель имеет право обжаловать данное решение в апелляционной и кассационной инстанции
Надзорные (контролирующие) организации:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края (ТФОМС Алтайского края)
Директор: Богатырева Марина Джоновна
Адрес: 656049, г. Барнаул, пр. Красноармейский, д. 72, тел.: (3852) 63-29-79, факс: (3852) 63-68-36,
е-mail: general@tfoms22.ru сайт: https://www.tfoms22.ru
Министерство здравоохранения Алтайского края
Министр: Попов Дмитрий Владимирович
Адрес: 656031, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Красноармейский, 95а Телефон / факс приемной: (3852) 62-80-98
Телефон для обращения граждан: (385 2) 623648 / 627766
Электронная почта: krayzdrav@zdravalt.ru сайт: http://zdravalt.ru
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю)
Руководитель Пащенко Ирина Геннадьевна
Адрес: 656056, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Максима Горького, д. 28 Тел.: (3852) 24-29-96
Эл. почта: mail@22.rospotrebnadzor.ru сайт: http://22.rospotrebnadzor.ru
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю (Управление Росздравнадзора по Алтайскому краю)
Руководитель: Зайцев Виктор Иванович
Адрес: 656038, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Комсомольский, 118 Тел/факс: (3852) 40-35-03
E-mail: office@reg22.roszdravnadzor.ru сайт: http://22reg.roszdravnadzor.ru/